ПИСЬМЕННАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ, КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА МАТЕРИАЛЕ СЕРВЕРА СТИХИ.РУ
Выявление
подходов к повышению качества самообразования на современном этапе
актуально как в силу осуществляющегося перевода системы образования
на компетентностный принцип, включая приобретение и развитие
необходимых компетенций с помощью дистанционного обучения при
получении основного и дополнительного образования, так и из-за
необходимости осмыслить издержки возрастающего влияния на развитие
российского общества информационных технологий. Как справедливо
отмечает М.А. Иванова [Иванова 2010: 2]
индивидуально-личностный процесс переработки информации в знание
становится ведущим видом деятельности в современном информационном
обществе
Самообразовательная деятельность по сути своей есть
разрешение противоречия между генетически обусловленной
предрасположенностью индивидуума к одному из трех видов познания
(телеологического, чувственного и умственного) и условиями
современности, позволяющими освоить некие объёмы теоретического и
эмпирического знания самостоятельно, т. е. ограниченно
контактируя с носителями методики и исследователями структурных
свойств знания.
Письменная разговорная речь, будучи
создаваемой как новейшая часть аппарата научного познания, согласно
взглядам Л.С. Выготского [Выготский 1986: 1], приобретает характер
существеннейшей особенности человека, и не порывает с этим свойством,
обслуживая искусство. Это позволяет нам исследовать качества
письменной речи на примере читательских рецензий, касающихся
редактирования, и авторских ответов на них в рамках литературного
портала Стихи.ру.
Регулирование качества
самообразования происходит через усвоение актуально складывающихся
норм письменной речи, которые развиваются в противоположных
тенденциях.
1. Использование и усвоение новейших речевых
оборотов, отражающих состояние информационных технологий и средств, и
степень их вовлечённости в самообразование. Усвоение речевых оборотов
элиты научного сообщества.
2. Применение и усвоение
модных, жаргонных оборотов, повышающих ложную самооценку и вызывающих
поверхностный интерес молодёжной части пользователей к
коммуникационным возможностям интернета.
Если в конце
2008 года за три месяца было выделено только одно свидетельство о
редакторской работе с произведением, то в феврале-мае 2011 года таких
фактов обнаружено пять, кроме того несколько таких, которые точнее
было бы отнести не к редакторской а корректорской правке.
Вот
эти пять случаев (из пяти авторов-рецензентов трое, а именно:
Леонид Адрианов, Олег Демченко, Сергей Сметанин являются членами
Союза писателей России):
1.
Рецензия на «Невежество
моё выходит за предел» (Леонид А.)
А мне ещё
обиднее сейчас -
Не знаю, что такое "невеглас"!
:)
С
уважением
Сергей Сметанин 06.04.2011 09:04
невежда
Леонид Адрианов 06.04.2011
09:26
2.
Рецензия на «Уважаемые стихиряне!»
(Леонид А.)
С огромным удовольствием читаю сейчас Ваши
книги, уважаемый Леонид. Прекрасные стихи, чудесные сонеты, блестящая
публицистика, подобной которой не найти в лучших образцах центральной
прессы - просто класс!
Наслаждаюсь не первый день.
С
уважением.
Сергей Сметанин 13.03.2011 22:52
Спасибо, Сергей! Наладил сканер. Прочитал вашу книгу о
стихосложении. Много для себя почерпнул. Тот же Томашевский, Гаспаров
сложноваты в восприятии. А ваша книга полезна любому поэту, даже
профессионалу, ибо редко кто из профессионалов досконально знает
теорию. Возможно, я ошибаюсь, но теоретических споров никто не
ведет.
Леонид Адрианов 13.03.2011 23:26
Леонид, ну Вам то зачем эта книга. Сметанина. Дайте мне
наводку. В интернете толкового изложения не нашел. Все общие
слова.
Николай Козакевич 14.03.2011
00:26
Так, Николай, спишись с ним и договорись.
Элементарно, Ватсон! А я учусь всегда и у всех. Даже у тех, кто
ошибается - на их ошибках.
Вот прям сейчас зайди по его рецке к
нему на страницу и пошли письмо.
Леонид Адрианов
14.03.2011 00:30
Книгу нашел в
интернете.
Спасибо. Буду изучать.
Николай Козакевич
14.03.2011 16:11
3.
Рецензия на «Служит
молебен вечер февральский...» (Татьяна К.)
Отлично
поработали над стихотворением. Бесценный опыт саморедактирования
никогда не подведёт.
С уважением
Сергей Сметанин
09.02.2011 12:03
Спасибо вам, Сергей, на
добром слове.
Не Саморедактирование, с помощью Светланы
Груздевой...
С теплом.
Таня
Татьяна Кузнецова4
09.02.2011 13:31
4.
Рецензия на «Стих»
(Сергей С.)
Сергей, как всегда у Вас - очень образно и
глубоко... Вот только точное ли слово подобрали "непричастен"?
Может быть, лучше "неподвластен"? Как вариант...
С
уважением,
Александр Васильевич Симонов 05.02.2011
08:26
5.
Рецензия на «Стих» (Сергей
С.)
Достаточно 2 первых строф - отличных!
Вот здесь
синтаксис бы подправить:
Среди родных лугов и добрых
книг,
Там, у тропы, ведущей дальше, дальше,
Поэзии -
спасительный родник...
Он непричастен подлости и фальши.
Олег
Демченко1 03.02.2011 14:56
точнее "Поэзия"
Олег
Демченко1 03.02.2011 14:57
Надо принять во
внимание что использование разговорной письменной речи в целях
обнаружения лексических, стилистических, логических и иных ошибок и
указания автору на них, точно так же является фактом
самообразовательной деятельности рецензентов, так как способствуют
уменьшению подобных ошибок у них самих.
В качестве вывода из
предложенных наблюдений следует признать динамику использования
поэтических средств в рецензиях авторов портала Стихи.ру
положительной. Необходимо чётче представить возможности письменной
разговорной речи в обозримом будущем, когда студенты и школьники
большинства учебных заведений России будут вовлекаться в расширенную
систему дистанционного образования, оценить воспитывающее значение
этого вида речи на личность.
Литература:
1.
Выготский Л.С. «Психология искусства», M. Искусство.
1987. С. 239.
2. «Проблемы системной модернизации
экономики России: социально-политический, финансово-экономический и
экологический аспекты.» / Иванова М.А.
Самообразовательная
деятельность как главное условие, необходимое для развития
профессиональной компетентности у студентов инженерных вузов в
современных условиях. Cборник научных статей выпуск 9 СПб.: НОУ ВПО
Институт бизнеса и права, 2010. С. 510
3. «Невежество
моё выходит за предел» Леонид Адрианов
http://stihi.ru/2011/04/06/115
4. «Уважаемые
Стихиряне» Леонид Адрианов http://stihi.ru/2011/03/13/9763
5.
«Служит молебен вечер февральский...» Татьяна Кузнецова4
http://stihi.ru/2011/02/09/121
6. «Стих» Сергей
Сметанин http://stihi.ru/2011/02/03/4493
Статья
опубликована в сборнике "Самообразование личности в условиях
информационной среды. Материалы заочной научно-практической
конференции с международным участием" (Ханты-Мансийск, 2011), С.
212.